E-mail:
Пароль:
Забыли пароль?

Новости

Последнее обновление информации: 14.07.2022 13:01

Рекомендации Ассоциации по повышению квалификации до 01.09.2022

14/07/2022   все новости

Уважаемые члены Ассоциации!

С 1 сентября 2022 года вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 30.12.2021 N 447-ФЗ в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части правил ведения национальных реестров специалистов (НРС).

Согласно новым требованиям обязательным условием становится наличие независимой оценки квалификации – особого вида подтверждения компетенции физического лица (специалиста).

Независимая оценка квалификации в требованиях заменила собой требование о наличии повышения квалификации не реже, чем один раз в пять лет.

Так, новая редакция ст. 55.5-1 Кодекса устанавливает следующее:

10. Сведения о физическом лице включаются в национальные реестры специалистов на основании заявления такого лица при условии его соответствия следующим минимальным требованиям:

3) наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет или не менее чем пять лет при прохождении в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" независимой оценки квалификации физического лица, претендующего на осуществление профессиональной деятельности по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, на соответствие положениям профессионального стандарта, устанавливающего характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления указанного вида профессиональной деятельности, выполнения трудовых функций, должностных обязанностей, установленных настоящей статьей;

4) не реже одного раза в пять лет прохождение в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" независимой оценки квалификации физического лица, претендующего на осуществление профессиональной деятельности по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, на соответствие положениям профессионального стандарта, устанавливающего характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления указанного вида профессиональной деятельности, выполнения трудовых функций, должностных обязанностей, установленных настоящей статьей.

В связи с указанными изменениями возникают вопросы о порядке применения новых норм, особенно в части необходимости, целесообразности и сроках прохождения независимой оценки квалификации.

Федеральным законом в новой редакции установлены полномочия Минстроя России в части ведения НРС, в том числе полномочие определять основания для исключения сведения из НРС:

Статья 55.1-1 Градостроительного кодекса:

13. Перечень документов, подтверждающих соответствие физического лица минимальным требованиям, установленным частью 10 настоящей статьи, состав сведений, включаемых в национальные реестры специалистов, порядок внесения изменений в национальные реестры специалистов, основания для отказа во включении сведений о физическом лице в соответствующий национальный реестр специалистов, перечень случаев, при которых сведения о физическом лице исключаются из национального реестра специалистов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Указанный перечень оснований для исключения сведений из НРС разработан Министерством и утвержден соответствующим подзаконным актом (Приказ Минстроя России от 15.04.2022 N 286/пр).

В перечне оснований для исключения (Приложение 5 к Приказу) значатся следующие пункты:

5. Невыполнение физическим лицом, сведения о котором внесены в национальный реестр специалистов до 31 августа 2022 года, требования, предусмотренного пунктом 4 части 10 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2016, N 27, ст. 4305; 2022, N 1, ст. 16), до истечения 5 лет со дня повышения им квалификации по направлению подготовки в области строительства.

6. Невыполнение физическим лицом, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов с 1 сентября 2022 года, требования, предусмотренного пунктом 4 части 10 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Предполагается, что норма пункта 5 перечня будет толковаться как обязанность специалиста пройти независимую оценку квалификации не позднее, чем истечет пятилетний срок со дня повышения квалификации, которое было необходимо для внесения сведений в НРС. В противном случае сведения о нем будут исключены из национального реестра специалистов.

Имеется и обратное толкование, согласно которому невыполнение требования (то есть отсутствие независимой оценки квалификации) влечет исключение сведения из национального реестра без учета наличия повышения квалификации.

Ассоциация не ставит перед собой задачи давать любого рода оценку технико-юридического качества нормативно-правового регулирования в области строительства, архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий, как и воздерживается от публикации частного (доктринального) мнения ее руководства и коллектива по таким вопросам.

Учитывая, что функция ведения национальных реестров, то есть правоприменения в отношении комментируемой нормы, возложена на национальные объединения саморегулируемых организаций, Ассоциация не берет на себя ответственности прогнозировать, как именно национальные объединения будут толковать указанные нормы.

Тем не менее, представляется целесообразным обеспечить повышение квалификации специалистов, а также поставить национальное объединение саморегулируемых организаций в известность о факте повышения квалификации по направлению подготовки в области строительства и просить применить соответствующие нормы Приказа.

Толкование норм Приказа позволяет предположить, что пятилетний срок начинает своё течение со дня прохождения любого профильного повышения квалификации, а не только того, документы о котором были представлены при первом включении сведений в НРС. По крайней мере, никаких изъятий или ограничения для повышения квалификации в тексте Приказа не устанавливается.

Необходимо упомянуть о том, что Минстрой России в соответствии с подпунктом «з» пункта 4 постановления ‎Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» разработал проект подзаконного нормативного акта, которым введение независимой оценки квалификации откладывается на 12 месяцев (ID проекта 01/02/05-22/00127915). Проект приказа рассматривается, но по состоянию на 14 июля 2022 года нормативный акт не принят, сроки его издания и сама такая возможность сколь-нибудь точному прогнозированию не поддается.

Проект подзаконного акта об отложении независимой оценки квалификации, равно как и уже принятые правила ведения национальных реестров специалистов, не имеют непосредственного отношения к требованиям, которые с 01.09.2022 будут предъявляться к членам Ассоциации, выполняющим работы для особо опасных, технически сложных и уникальных объектов. Так, согласно существующему проекту Постановления Правительства о требованиях к таким членам саморегулируемых организаций (ID проекта 02/07/06-22/00128572) независимая оценка квалификации с 01.09.2022 будет обязательна для работников таких членов Ассоциации вне зависимости от действия повышения квалификации или от принятия приказа Минстроя об отложении независимой оценки.

Ассоциация не является организацией, которая обеспечивает наличие оценки квалификации у специалистов, и не уполномочена давать любого рода разъяснения в сфере оценки квалификации.

В то же время на саморегулируемую организацию возложена обязанность по результатам исполнения контрольной функции установить факт наличия специалистов, сведения о которых включены в НРС (условием для чего является наличие независимой оценки квалификации), а также установить факт прохождения независимой оценки квалификации руководителей и специалистов члена Ассоциации, который выполняет инженерные изыскания для строительства особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства.

При отсутствии указанных специалистов (как и при выявлении других нарушений законодательства) саморегулируемая организация обязана применить меры дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, допустивших нарушения.

В силу изложенного Ассоциация СРО «Нефтегазизыскания-Альянс» считает возможным сообщить следующие рекомендации в части повышения квалификации.

  1. Имеется целесообразность пройти повышение квалификации сейчас и получить предусмотренную Приказом Минстроя России от 15.04.2022 N 286/пр пятилетнюю отсрочку. При этом п. 5 Приложения 5 Приказа не ставит действие нормы в зависимость от времени прохождения повышения квалификации, что теоретически дает возможность сделать это и после 1 сентября 2022 года.
  2. Следует учитывать, что повышение квалификации – самостоятельный вид дополнительного профессионального образования. Профессиональная переподготовка, стажировка, курсы, тренинги и семинары не являются повышением квалификации. Приказом императивно установлено, что повышение квалификации должно проводиться по направлению подготовки в области строительства; перечень таких направлений подготовки определен Минстроем России в Приказе от 06.11.2020 № 672/пр. Рекомендуется проходить повышения квалификации по направлениям, связанным с инженерными изысканиями.
  3. При выборе образовательной организации для повышения квалификации следует уточнять наличие у нее лицензии на образовательную деятельность, а также внесение сведений о документах в Федеральный реестр документов об образовании (Постановление Правительства РФ от 31.05.2020 № 825).
  4. Ассоциация, являясь оператором национального реестра специалистов, в соответствии с положениями соответствующего регламента НОПРИЗ вправе при соблюдении определенных условий принимать заявления о внесении сведений в национальный реестр или об изменении таких сведений. Передача документов о повышении квалификации статусом оператора не предусмотрена, документы о повышении квалификации от оператора в НОПРИЗ не принимаются. Членам Ассоциации рекомендуется самостоятельно озаботиться отправкой документов о повышении квалификации, а в Ассоциацию их не направлять.
  5. Документы о повышении квалификации следует направлять в подлинниках или в виде надлежащим образом заверенных копий. Надлежащим образом заверенной копией документа является копия, заверенная нотариусом или лицом, выдавшим документ.
  6. При отправке документов рекомендуется придерживаться общепринятых правил документооборота и делопроизводства, например, направлять документы только с сопроводительным письмом, в котором указывать цель направления и описание приложения. Ассоциация рекомендует ознакомиться с положениями стандарта ГОСТ Р 7.0.97-2016 и применять его в своей деятельности.
  7. Следует учитывать, что стороны отношений, связанных с ведением национального реестра специалистов – физическое лицо и национальное объединение саморегулируемых организаций. Саморегулируемая организация или работодатель сторонами таких отношений не являются. Отправка документов от имени организации-работодателя не является корректным действием.

все новости

Разработка сайтаBRAND & BUSINESS
2009 — 2024 © Ассоциация СРО «Нефтегазизыскания-Альянс»